Оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания населения
Проблема исследования
Социальное обслуживание представляет собой деятельность по оказанию социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Критерием качества социального обслуживания для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, является формирование у них социальной субъектности, а для социально активных слоев, желающих получать социальные услуги, повышение уровня социальной субъектности, т.е. улучшение качества жизнедеятельности.
Качество услуги определяется степенью расхождений между ожиданиями потребителей и их восприятием услуг. Т.е. чем в большей степени совпадут ожидания и реальность, тем выше клиент оценит свою степень удовлетворенности работой организации.
Развитие стандартизации системы социальных услуг привело к появлению системы результирующих показателей деятельности организации, а затем к корректировке уже существующих.
В данный момент согласно действующему законодательству под независимой оценкой качества оказания услуг организациями социальной сферы понимается одна из форм общественного контроля, которая проводится уполномоченным общественным советом в целях предоставления получателям социальных услуг информации о качестве оказания услуг социальными организациями, а также в целях повышения качества их деятельности.
Независимая оценка подразумевает оценку качества в динамике, то есть предусматривается возможность сравнения организаций между собой и сравнения динамики изменений показателей по одной организации.
В силу специфики работы социальных организаций и требований к условиям и процессу оказания услуг гражданам оценка проводится по учреждениям отдельных социальных сфер с дальнейшим составлением рейтингов по учреждениям каждой сферы. Результатом проведения независимой оценки обязательно является открытая информация о результатах оценки, которой может воспользоваться любое заинтересованное лицо, содержащая рейтинги и рекомендации по улучшению работы для каждой оцененной организации. Независимая оценка организаций, оказывающих социальные услуги, проводится на основе следующих принципов:
1)законность;
2)открытость и публичность;
3)независимость мнений граждан, экспертов, общественных объединений;
4)полнота информации, используемой для проведения оценки;
5)компетентность и профессионализм членов общественного совета.
Независимая оценка качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, проводится в целях:
1)улучшения информированности потребителей о качестве работы организаций, оказывающих услуги в определенной социальной сфере;
2)установления диалога между социальными организациями и гражданами –потребителями услуг (их законными представителями);
3)повышения качества организации услуг населению в социальной сфере.
Таким образом, в ходе проведения независимой оценки для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:
1) выявление и анализ практики организации предоставления услуг в социальной сфере;
2) получение сведений от получателей услуг социальных организаций о фактическом состоянии сферы оказания услуг;
4)выявление соответствия представления информации о работе организации (в том числе на сайте) критериям полноты, актуальности, удобства для получателей услуг и иных заинтересованных граждан (организаций, специалистов);
5) интерпретация и оценка полученных данных, построение рейтингов;
6) формулирование предложений по повышению качества работы организаций;
7) улучшение качества предоставления организациями.
Предмет независимой оценки во всех социальных сферах одинаковый:
1)соответствие информационного наполнения и технологических свойств официальных сайтов организаций, оценка информационного наполнения и доступности для восприятия информации и материалов, размещенных в организации, требованиям законодательства и общественным ожиданиям и интересам;
2)наличие необходимой инфраструктуры и условий, характеризующих внешнее и внутреннее благоустройство и комфортность пребывания посетителей, в объеме, удовлетворяющем общественные ожидания, интересы и потребности посетителей организаций, в том числе граждан со специальными потребностями;
3)соответствие качества организации процесса приема посетителей, включая дистанционные формы взаимодействия, организационные
условия и пр;
4)сроки ожидания оказания услуг;
5)соответствие вежливости и квалификации персонала, участвующего в процессе организации оказания услуг в социальных организациях, общественным ожиданиям;
6)оценка общей удовлетворенности предоставления услуги, качеством обслуживания.
После прохождения НОК результаты будут опубликованы.
В настоящее время ведутся работы